Новая Зеландия – экономическое развитие

Экономическая политика реализуется посредством налогообложения, процентных ставок резервных банков, контроля цен и монополий, а также лицензирования импорта и экспорта. Примерно с 1958 по 1975 год контроль за импортом, ужесточенный в 1961 и снова в 1973 годах, использовался для коррекции дефицита платежного баланса. Затем, в середине 1970-х годов, правительство начало программу реструктуризации промышленности, ориентированную на определенные отрасли, такие как текстиль, обувь, автомобили и электроника, внутренние цены на которые были намного выше, чем на иностранные заменители, с целью снижения защиты, предоставляемой таким товарам. В 1977 году Совету по планированию Новой Зеландии было поручено консультировать правительство по вопросам экономического, социального и культурного планирования, а также по координации планирования. В 1978 году была создана Группа экономического мониторинга для составления отчетов об экономических тенденциях, работающая независимо от Совета по планированию. Правительство постепенно либерализовало контроль за импортом, и к 1981 году около 79% частного импорта в Новую Зеландию были освобождены от лицензирования.

В июне 1982 года в попытке контролировать растущую инфляцию правительство объявило о замораживании заработной платы, цен, арендной платы и дивидендов. Мораторий был снят в марте 1984 года, временно повторно введен новым лейбористским правительством, а затем отменен в конце 1984 года. В марте 1985 года новозеландский доллар был введен в обращение в рамках широкомасштабного дерегулирования экономики, и с тех пор Резервный банк не вмешивался. Прекращение моратория в сочетании с девальвацией доллара привело к возобновлению высокой инфляции, которая продолжалась до краха финансовых рынков в октябре 1987 года. С этого момента правительство начало проводить строгую денежно-кредитную политику, направленную на достижение стабильного уровня цен. Непосредственной ценой стал резкий рост безработицы (с 7% до 10,4%), но к 1991 году инфляция была снижена до низких уровней, которые преобладали с тех пор. Целевой показатель, установленный правительством, составляет от 0% до 3% в год. За год, закончившийся в сентябре 1991 года, инфляция составила 2,2%. Средний уровень инфляции за пять лет с 1997 по 2001 год составил 1.5%, с минимальным отрицательным показателем в 0,4% в 1999 году и максимальным показателем в 3,2% в 2001 году. Также с середины 1980-х годов правительство Новой Зеландии приступило к реализации крупной программы реструктуризации с целью преобразования экономики из аграрной, зависящей от преференций на британском рынке, в конкурентоспособную и более индустриализированную экономику свободного рынка с доходами на душу населения на уровне ведущих промышленно развитых стран. За последние 18 лет Новая Зеландия превратилась из одной из наиболее регулируемых стран ОЭСР в одну из наиболее дерегулированных. На протяжении большей части 1990-х годов экономика росла высокими темпами, но затем замедлилась из-за азиатского финансового кризиса. Реальные темпы роста упали до 1,9% и 0,4% в 1998 и 1999 годах соответственно. Восстановление в 2000 году до 4,6% роста сократилось до 2,6% в 2001 году, поскольку экономика ощутила влияние глобального спада.

Правительство Лейбористского альянса, избранное в ноябре 1999 года, поставило в качестве своих целей превращение Новой Зеландии в конкурентоспособную экономику, основанную на знаниях, с упором на развитие высококвалифицированных кадров, высокую занятость и производство с высокой добавленной стоимостью. Денежно-кредитная политика по-прежнему руководствуется Законом о резервах 1989 года, который направлен на поддержание стабильности цен. Налогово-бюджетная политика руководствуется рамками, изложенными в Законе о финансовой ответственности 1994 года. Конкретные цели включают поддержание валового государственного долга на уровне ниже 30% ВВП, удержание государственных расходов на уровне около 35% ВВП и поддержание операционного профицита с целью создания фонда (Новозеландского пенсионного фонда или NZS Fund) для покрытия будущих расходов на государственный пенсионный доход. В 2002 году был сделан первый взнос в Фонд NZS, эквивалентный 0,5% ВВП. Предполагается, что к 2007 году за счет сочетания взносов в Новозеландский национальный банк и отдачи от инвестиций накопленные активы вырастут до 8% ВВП. Фискальная политика основана на макроэкономическом подходе, по сути кейнсианском, который позволяет автоматическим фискальным стабилизаторам действовать как во время подъемов, так и во время спадов в экономике. Основным направлением экономической политики правительства в 2002 году является создание условий для повышения устойчивых темпов экономического роста Новой Зеландии и возвращения ее в первую половину ОЭСР по доходу на душу населения. В правительственной программе экономического роста и инноваций, опубликованной в феврале 2002 года, определены несколько ключевых направлений политики: открытая, конкурентоспособная микроэкономика, макроэкономическая стабильность, повышение квалификации и талантов, инновации и глобальные связи. Основные барьеры на пути экономического развития Новой Зеландии в основном внешние, включая уязвимость к экономическим и геополитическим потрясениям в мире, в котором восстановление мировой экономики в 2002 году было слабее, чем ожидалось.

В 1984/85 годах Новая Зеландия выделила в общей сложности 36,25 миллиона долларов официальной помощи в целях развития, 30 миллионов долларов технической и капитальной помощи и прямой помощи или займов развивающимся странам и 6,25 миллиона долларов многосторонней помощи через ООН, Южнотихоокеанскую комиссию, АБР и другие организации. В 1995 году объем ОПР Новой Зеландии достиг 123 миллионов долларов, а затем достиг максимума в 154 миллиона долларов в 1997 году. В 1998 году из-за азиатского финансового кризиса общий объем помощи Новой Зеландии сократился до 130 миллионов долларов, а в 2000/01 году сократился еще больше – до 99,1 миллиона долларов. Согласно прогнозам, Новая Зеландия увеличит свою ОПР на 5% в 2002 году. Объем международной помощи Новой Зеландии обычно составлял от 25% до 27% ВНП. Основными получателями помощи в целях развития являются страны Южной части Тихого океана, которые получают около 70% двусторонней помощи Новой Зеландии и около 62% ее общей зарубежной помощи.

Сохранить себе или поделиться: